Почему не взлетает женский киберспорт?
Первый приз в миллион долларов на The International 2011 стал знаковым для киберспорта: о нем заговорили. Это было время огромного душевного подъема, казалось, что вот-вот геймеры завоюют мир. И для мужских дисциплин все сложилось: индустрия растет в прогрессии.
А вот женский киберспорт замедлился. Подъем оказался пиком. Да, проходят чемпионаты, возникают новые дисциплины, WESG 2018 проведет женский турнир по Hearthstone с приемлемыми призовыми. Просто взлета нет, годами все в ожидании, что «вот-вот» станет хорошо.
Мы обратились к двум известным спортсменкам, прошедшим путь от любительских LAN до профессиональных команд. Их личные истории по-своему повторяют общую, и они не ушли из индустрии, даже покинув сцену.
Маша Гунина пишет о себе: «уже несколько лет я играю под ником Inverno в Dota 2. Кто-то из вас помнит меня как победительницу женского Starladder‘а, кто-то — как игрока или журналиста Natus Vincere, но все это в прошлом. Сейчас я делаю разные штуки на StarLadder».
— Почему ты стала киберспортсменкой?
— Чтобы совершенствоваться в Dota, нужно быть в команде, а я хотела расти. Мне везло: я быстро находила или создавала коллективы, которые долго держались вместе. Рекорд без единой замены — полгода, огромный срок для киберспорта. Только вот Dota 2 для участниц остается хобби. Трудности с дисциплиной и халатность: сегодня пришла, а завтра не пришла. То работа, то домашнее хозяйство, и тренировки отходят на второй план.
— Невозможно найти пять девушек, сидящих сутками?
— Пять — можно. Но они должны совпадать по характеру, темпераменту, часовому поясу и по распределению ролей. Вдруг три из них предпочитают керри? Среди мужчин куча классных игроков, но единицы команд, способных поддерживать высокий уровень.
— Какая критическая масса для появления СНГ сцены?
— Приблизительно сто человек нужно для нормального турнира. Этой сотни у нас нет. Разве что брать всех желающих с 2к ММР, но ценность такой сцены будет равна нулю. Трудно судить, сколько девушек выступает на высоком уровне. На чемпионаты удается наскрести 8 команд. Но из этих 40 человек далеко не все соответствуют профессиональной планке.
— Почему ты отказалась от соревнований?
— Мы готовились к турниру по Dota 2 в Сингапуре под крылом Natus Vincere. Тот самый продержавшийся полгода состав. В какой-то момент у нас возникли трудности, потребовалась помощь от организации. Просто сесть, поговорить о планах. Но у них уходил Маркелов, разваливался культовый состав Counter-Strike. Всем было не до нас, и мы посыпались. У одной начались сложности, другая просто вернулась к учебе. Эквивалентной замены не нашлось. После я еще зависала в любительских составах, но устала от постоянной текучки.
— Сейчас тебе хотелось бы выступать?
— Конечно! Если бы играла на уровне обычного — мужского — киберспорта, или если бы женская сцена была как в CS:GO. Но в Dota 2 такой нет.
— Но ты не захотела уходить совсем?
— У меня такой багаж знаний, он не должен пропасть. Не верю, что весь опыт я получила напрасно, не хочу верить. Все было не зря, и я должна его применять и должна оставаться здесь. И со временем в индустрии становилось круче и круче. Раньше было невозможно представить, что киберспорт может быть работой. А сейчас это обыденность.
— Как выглядит твоя рутина, и как ты используешь опыт?
— На 60% менеджер, а на 40% работаю в кадре. Занимаюсь продюсированием контента для трансляции: интервью, профайлы, представления команд. Опыт помогает в коммуникации с участниками: ты был в его шкуре и понимаешь, какие трудности возникают, на чем строится командная химия. Иногда думаешь — да у нас в 2012 так же было! Помогает найти подход и задать правильный вопрос. А максимально мой опыт подошел бы менеджеру состава. Правда, есть два типа менеджеров:одни принимают решения, а другие только исполняют, а влияния не имеют. И в нашем регионе то спортсмены тянут одеяло на себя, то директор организации всем лично занимается. Вот в футболе менеджер отбирает игроков. Нельзя взять в команду кого-то по просьбе Васи-вратаря. А у нас — Вася попросил, и его другана приняли. Иногда менеджеру выдают пять идиотов и требуют результаты. А как за них отвечать, если не я их собирала? Или обратная ситуация: назначат менеджера хорошей команде, и он такой «смотрите, какой я крутой менеджер, у меня два царских состава», но что он сделал?
— Что психологически сложнее — играть или работать?
— Работать. Да, в прошлом я много рефлексировала. А туда ли я иду? Но сейчас приходится решать важные задачи. Там с кем общаешься? С тиммейтами. Да, нужно искать подход, но это всего лишь четыре человека. И ты сам себе хозяин. А здесь приходится общаться и доказывать свою точку зрения огромному количеству людей, десяткам. Кругом куча весомых менеджеров и начальников. Каждому докажи, со всеми согласуй.
— Есть ли давление на тему «ты же девочка, что ты понимаешь»?
— Да, конечно. В начали все такие «ну девочка, ну что она». Был случай, когда я работала в Starladder менеджером. Как-то подходит коллега из другой дисциплины и говорит: «у нас тут СММщик уволился, не хочешь попробовать?». Общее восприятие: «О, телка на работе, наверное, она СММщица или полы моет». Потом люди понимают, на что ты способна, отношение меняется. Но может демотивировать. Засомневается один — ты уверен в себе, сомневается десять — уверен, сомневается пятьдесят — и в подсознание начинает закрадываться: «А вдруг правда? Вдруг, не по Сеньке шапка?» Тут только работать дальше.
— С твоего ухода на киберсцене что-нибудь изменилось?
— Не особо. Все постоянно на зачаточном уровне. Основная масса — это студентки, которые посоревнуются, а потом у них начинается работа и нормальная жизнь. Dota 2 становится неинтересна, потому что не может стать профессией. Потому что клубы не набирают людей, нет зарплат. По Hearthstone на WESG состоится первый женский чемпионат с нормальными призовыми, своеобразная блажь компании-организатора. Но ты же не будешь строить карьеру на одном турнире в год.
— Замкнутый круг? Ведь пока на полный день никто не сядет тренироваться, уровень не поднимется.
— Если посмотреть на обычных киберспортсменов… ха, в смысле мужчин, то они выходят на профессиональный уровень еще школьниками-студентами, играя вместо учебы. Со взрослыми случаются невероятные истории про то, как их содержат девушки, а они продираются сквозь тернии. Трудно просто так бросить работу и сутками тренироваться.
— А как же школьницы и девушки, которых содержат?
— Школьницы как раз есть. Например, девочка Лариса с 7к ММР, нереальная, а ей 16-17 лет. Но это единичный случай. Предположим, в Dota условно миллион парней и двести тысяч девушек. Один из десяти тысяч — профессионал. Статистически парней получится больше.
— А возьмем шахматы. Встречаются женщины в общих чемпионатах, но в основном остаются в загончике. У нас такие же перспективы?
— Шахматы — некорректный пример, они не очень зрелищные. Потенциал женского киберспорта в привлечении альтернативных рекламодателей и спонсоров. Если клубы и организаторы осознают, что смогут выйти на новый рынок за счет девушек, то он взлетит.
— Больше шоу, чем состязаний?
— А что делать? Среди парней медийные личности зарабатывают больше денег. Медийной персоне гораздо проще найти команду, даже если она посредственно выступает. И я не думаю, что кто-то откажет в приеме талантливой девушке из-за внешности, просто в команде обязательно нужна пара человек для съемки в рекламе.
— Часто девушки остаются в индустрии, как ты?
— Немногие. Из команды Na’Vi осталась только я. Моя тиммейтка была лучшей мидершей, но выучилась на химика и работает в НИИ.
— История спортивной Dota 2 выглядит грустной. Не сбылась мечта?
— Мечта гармонично преобразовалась. Никогда не было ощущения «Господи, все кончено, ничего не будет» или крушения надежд. Разве что в Na’Vi. Ведь тогда был пик не только моей карьеры, но и женской Dota вообще. Лучше чем тогда, никогда не было, и, возможно, никогда и не будет. С другой стороны, Na’Vi была самой крутой организацией, любая девочка мечтала о ней. Просто попав туда, я могу засчитать себе «вершину Dota». Конечно, хотелось полететь в тот самый Сингапур, колесить по миру, соревноваться. Но большего, чем мы достигли, не достиг никто. Можно расходиться по НИИ и студиям.
— Есть ли дисциплины с перспективами?
— Думаю, везде одинаково. Но я бы выделила CS. Со стороны кажется, что сцена живет. Есть и турниры, и команды с зарплатой.
— Оставишь напутствие?
— Не могу остановить тех девушек, которые хотят соревноваться. Но я бы посоветовала не сбиваться в женские команды, а оттачивать свои навыки. И если есть талант — идти в смешанную (уже) команду.
Для взгляда изнутри на Counter Strike, мы обратились к Владиславе Захлебиной, в прошлом профессиональной киберспортсменке Counter-Strike 1.6. Сейчас она представляет Razer в СНГ-регионе, ведущая, репортер, комментатор-аналитик, стример и блоггер, а до того долго была главным менеджером организации HellRaisers.
— Мы обсуждали с Машей Dota 2, и она склоняется к идее, что женская Dota — это не киберспорт.
— Пожалуй, я с ней соглашусь. А в Counter-Strike женская сцена пропала во время появления CS:GO. Помню, первые ключи были выданы на ESWC 2011 в Париже. Игра мне показалась совсем сырой, так что я выключила ее и отложила. Но Valve работала и исправляла ошибки, сейчас возвращаться к 1.6 уже не хочется. Но когда CS:GO официально зарелизили, был хаос. Часть турниров в старом формате, часть в новом, и непонятно, переходить или оставаться на привычной CS 1.6. Женских соревнований вообще не стало. А сейчас собрать девчонок даже сложнее. Раньше играли в клубах, была движуха, было видно, кто хочет работать, а кто просто фанится. Конечно, появились социальные сети, группы по интересам. В фейсбуке можно найти себе европеек и американок для тренировок. А раньше я искала тиммейток через cyberarena.tv, долго и мучительно. Но все равно уровень не радует. Раньше были отличные команды: парни сами отмечали, что есть девчонки, которые двигаются и стреляют наравне с ними. В 1.6 многие боролись на среднем мужском уровне. А сейчас если женская команда выйдет на общий турнир, то сильно отстанет. Неизвестно, почему так, в физиологии ли дело. Лично я считаю, что решает отношение. Парни серьезнее относятся к киберспорту, а многие девчонки ищут внимания.
— Это мешает?
— Конечно. Ты отвлекаешься, больше уделяешь время развлечению зрителя, а не тренировкам. Шоу нужно в стриминге, а тренировки требуют сосредоточенности. Тем более, суммы сейчас серьезные, конкуренция большая. И возникает вопрос, нужны ли ей соревнования? Или хочется покрасоваться, чтобы в журнале написали. А, может, просто познакомиться, потусить со звездами, постримить. Хотя некоторые и стримят, и выступают на турнирах. Они тренируются с подписчиками, уровень растет. Да, по сравнению с Dota 2 в CS:GO есть жизнь. Собирается 8-16 команд на турниры, а в Dota — пойди найди. Но все равно, о подъеме речи нет.
— Почему ты ушла?
— Не видела смысла. Я пришла, быстро набрала высокий уровень. Полгода спустя меня спрашивали в интервью, как давно я начала. Смеялась и говорила «Угадайте», а соревновалась с девочками, которые играли и по 10 лет.
— Талант?
— Возможно. Но скорее просто желание было. До этого я 12 лет занималась легкой атлетикой, научилась упорству и настойчивости.
— Что бы ты назвала своим моментом триумфа?
— Отдельный момент сложно выделить, но достижений достаточно. Лучше приведу пример халатности. Мы с командой собирались на Arbalet Cup в Киеве. Турнир даже оплачивал проезд и проживание, редкость на тот момент. B день поездки одна девочка из команды звонит и говорит: «Меня родители не отпускают». Пытались разобраться, но не вышло. Ну как? Как можно было не договориться заранее о поездке, к которой ты так долго готовилась? И мы поехали вчетвером, но я сказала команде не унывать. По пути в Киев позвонила подруге: «Марина, ты мне нужна. Будешь Киеве во время турнира?», и она ответила: «Окей, го!». Один день потренировались и вышли на турнир. Играли нормально, но что-то не пошло. Зато довели дело до конца. Показательная ситуация: тренируешься, чем-то жертвуешь, но один команду не вытащишь.
— И ты поняла, что нет смысла?
— В какой-то момент интерес ушел, я многого добилась. Как раз пригласили работать на CyberFight журналистом-репортером, показалось интересным. Прошло меньше месяца, и я полетела от них ESWC в Париж. Раньше никуда не летала, и сразу в Париж. Вспоминалась фраза: «Увидеть Париж и умереть». Множество игроков и фанатов, мировой турнир с большим количеством дисциплин. Со временем меня пригласили в Starladder, и я переехала в Киев. С тех пор успела построить киберспортивную организацию (HellRaisers) и не одну.
— Сейчас ты и менеджментом занимаешься?
— Да. Скоро на лечу на WESG в качестве менеджера сборной Украины по Dota 2. Я пока об этом никому не говорила. Но уже не раз выступала менеджером украинских сборных по CS, сюрпризов быть не должно.
— Хотела бы соревноваться?
— Нет. Многие спрашивают, но я продолжаю говорить нет – Мне действительно нравится тем, чем я занимаюсь сейчас, а это множество интересных направлений, в том числе и менеджментом. Я была на месте игрока и мне это даёт полное понимание, какие эмоции они ощущают, что им нужно и в какие моменты, когда их стоит успокоить и когда наоборот взбодрить. В какой-то степени понимаю психологию игроков. Задача менеджера, чтобы игроки не думали ни о чем, кроме игры.
— Сталкивалась с предубеждениями?
— Да постоянно. С подписчиками бывают смешные моменты. Например, пишет человек много «приятностей», ему отвечаешь корректно, а он вдруг переходит на «Влада, Влада, а можно автограф?». Зачем таким низким способом привлекать внимание? Лучше чем-то приятным. Например, иногда пишут с меня прекрасные портреты и присылают. Но вообще я благодарна своим подписчикам, нахожу время пообщаться. Во время работы тоже случается. Девушку-менеджера многие не воспринимают всерьез. Думают, для красоты. Но я своими поступками и трудом показала, что действительно способна, а в чем-то лучше многих менеджеров-мужчин. Сейчас сомнения режу на корню: «Давай, сделай лучше». Работа нелегкая, парни сами не все справляются.
— Насколько естественно перейти в организаторы из участников?
— Смотря кто, как и зачем пришел изначально. Для меня оказалось естественно, и хобби стало любимой работой.
— Напутствие начинающим?
— Хочешь — делай. Вижу цель, не вижу препятствий. Нужно только всегда оставаться человеком: не идти по головам и не делать гадости. Стоит ли быть киберспортсменом? Попробуй. Ты можешь перегореть через месяц, а можешь найти себя в спорте или в индустрии. Главное, работай над собой, анализируй свои действия и иди к цели, не боясь преград.
Сильные духом стремятся соревноваться и побеждать. Девушки — не исключение, хоть сейчас киберспортивная сцена в СНГ и маловата для амбициозных турниров.