История киберспорта
История киберспорта берёт своё начало с 70-х годов. В то время не все могли представить масштабы малоизвестной индустрии в будущем.
Однако сейчас на дворе 2020 год и киберспорт — уже не просто хобби для многих геймеров. В этом материале мы расскажем, как всё зарождалось.
Что такое компьютерный спорт?
Компьютерный спорт — это конкурентные игры. Соревнования между игроками, в которых может быть только один победитель: человек или целая команда. Победитель же в свою очередь забирает призовые турнира.
Наиболее популярными киберспортивными дисциплинами считаются многопользовательские онлайновые боевые арены (МОБА), стратегии в реальном времени (RTS) и шутеры от первого лица (FPS).
История киберспорта
1972 год
Всё началось в октябре 1972 года. Игра называлась «Spacewar». 24 учащихся начали своё выступление в первом официально зарегистрированном турнире по киберспорту.
Турнир прошёл в Стэнфордской Лаборатории Искусственного Интеллекта. Победитель получил хороший приз от Rolling Stone: ежегодную подписку на журнал, которую вы можете приобрести и сегодня. Событие было освещёно журналом Rolling Stone, и это был самый первый турнир в истории киберспорта.
1980 год
1980 год особенно запомнился массовыми мультиплеерскими играми. Чемпионат по самой популярной того времени игры Space Invaders провела американская компания по производству и изданию компьютерных игр — Atari. Среди более чем 10 000 игроков мог быть только один победитель. Можно с уверенностью заверить, что благодаря Space Invaders и Atari родился новый вид кибер-дисциплин.
1981 год
Всего через год Уолтер Дей основал организацию по отслеживанию мировых рекордов в видеоиграх — Twin Galaxies. Цель компании заключалась в том, чтобы продвигать видеоигры посредством массовой информации того времени. Самым известным средством массовой информации тогда была книга мировых рекордов Гиннеса.
1990-е годы
14 лет спустя компьютерный спорт вышел на новый уровень. Шутер от первого лица «Quake» считается одним из первых настоящих дисциплин в киберспорте. Red Annihilation — первый турнир по шутеру Quake, проведённый в мае 1997 года. Турнир стал одним из первых общенациональных соревнований по видеоиграм, проводимых в Соединённых Штатах. В финальном матче турнира Деннис Фонг победил своего оппонента на карте «Замок проклятых» и выиграл Феррари. После этого крупномасштабного турнира была сформирована первая лига — CPL, которая в том же году провела свой турнир. На следующий год лига провела очередной турнир, но уже с призовым фондом $15 000.
В то время большинство киберспортивных турниров проводились по шутерам от первого лица. Игры FPS предоставляли множество возможностей как игрокам, так и зрителям. Основное внимание в подобных играх уделялось рефлексам и быстрой реакции. Однако первая в жанре стратегии в реальном времени (RTS) родилась в тот же период. В неё играют и по сей день: это Starcraft: Brood War. Игра стала первой стратегической игрой в реальном времени, в котором от игроков требовались другие качества, нежели рефлексы и быстрая реакция. Starcraft требовала от геймеров стратегических решений, чтобы просчитывать каждый свой дальнейший шаг наперёд. RTS считаются одной из самых стратегических игр всех времён. Вы даже можете сравнить RTS с шахматами.
Starcraft с большим количеством игрового контента предлагал множество стратегических решений. Различные расы с разными способностями и сильными/слабыми сторонами привнесли игровой трепет. Геймеры действительно ценят это и сегодня.
2000 год
В этот год появились сразу две организации: Electronic Sports World Cup и World Cyber Games. WCG стали международной организацией, которая проводила турниры по всему миру. Благодаря этому, геймеры из Китая, Южной Кореи, Сингапура, Италии и США сумели поучаствовать на турнирах в своей стране и выиграть крупные призовые. Свыше 800 000 игроков участвовали на ежегодных мероприятиях от WCG, которые проводились в 78 странах.
Организация ESWC не менее серьёзно относится к киберспорту. В двухтысячные годы компания требовала профессионального отношения к геймерам: участвовавшие на турнирах ESCW, считались настоящими спортсменами. Организация провела несколько мероприятий, связанных с киберспортом, анонсировала множество турниров. Спустя 12 лет их призовой фонд достиг 2 миллионов долларов. ESWC привлекли более 500 000 геймеров 21 века.
2002 год
Ещё одна киберспортивная организация родилась 2002 году. Major League Gaming не была зациклена только на одной дисциплине. Вместо этого, организация проводила мероприятия, включавшие в себя множество разных видов игр. Однако наиболее привлекательными оставались шутеры от первого лица и стратегии в реальном времени.
MLG анонсировала турниры с призовым фондом свыше 200 000 долларов — такая цена однозначно привлекла несколько тысяч геймеров. У организации имеется собственный веб-сайт — MLG.tv, который по-прежнему работает и включает в себя много полезной информации. MLG также представила уникальную систему ранжировки: благодаря рейтинговой системе, вы можете определить, кто на данный момент является лучшим игроком в мире. MLG Pro Circuit охватывает более 10-ти миллионов участников.
2006-2014 года
Этот период, пожалуй, включает в себя появление множества лиг и игровых организаций. Например, Dreamhack — организатор киберспортивных соревнований, проходящих два раза в год в шведском городе Йёнчёпинг в формате LAN party. По количеству участников данный фестиваль держит мировой рекорд, признанный книгой рекордов Гиннеса. Первое мероприятие, проведённое организацией, состоялось в 2010 году.
GSL (Global Starcraft 2 League) — ещё одна лига, о которой стоит упомянуть. Она является крупнейшей и самой популярной лигой по StarCraft в Южной Корее. В этой стране наиболее популярны стратегические игры. GSL на Twitch собирает более 17 миллионов зрителей и является одним из популярных каналов среди геймеров. Выпущенный в 2010 году Starcraft 2 занял первое место среди игр жанра RTS.
В 2010 году киберспортивную сцену всколыхнул жанр МОБА. МОБА — это многопользовательские онлайн-битвы между двумя командами, которые сражаются на карте. Главная задача — это спушить вражеский трон. Наиболее популярная игра в жанре МОБА — Dota 2. Сегодня Dota 2 одна из успешных и популярных игр в киберспорте. За событиями игры наблюдают миллионы. Огромные суммы денег предоставляются победителям и участникам многих турниров по этой игре. Напомним, что призовой фонд The International 2018 превысил 25 миллионов долларов. Игры в жанре МОБА считаются стратегией в реальном времени, однако под вашим контролем только один герой, а не целые подразделения, как в Starcraft.
МОБА является популярной дисциплиной в киберспорте. Однако Dota 2 — не единственная успешная игра в этом жанре. И речь идёт о League of Legends.LoL появился в 2009 году от разработчиков Riot Games. В настоящее время считается более популярной игрой, чем Dota 2. Механики игр практически идентичны. Различаются они в содержании и, конечно, стратегиях, однако цель та же: спушить вражеский трон, действуя вместе с командой.
В 2011 году Dreamhack провели первый турнир по League of Legends. Зрителей было свыше 11 миллионов человек по всему миру.В 2013 году League of Legends добилась профессионального признания. Правительство США относится к игрокам в LoL, как к профессиональным спортсменам, и предоставляет им рабочие визы.
2015 год
2018-2020 год
2018 стал годом рождения новых кибер-дисциплин. Несмотря на то, что МОБА всё ещё держат позицию самой популярной дисциплины и турниры по таким играм, как LoL и Dota 2, проходят с большими призовыми фондами и многотысячной аудиторией, в киберспорт неожиданно ворвался новый жанр.
Королевская битва — это один из жанров массовых многопользовательских онлайн-игр, совмещающий в себе элементы симулятора выживания с режимом last man standing. Самой первой игрой, добившейся успеха в этом жанре, стал PUBG. Это новая игра в киберспорте, которая завладела всем миром — миллионы игроков играют в PUBG. Забавно то, что игра отличается от всего, что мы видели ранее: главная задача — это выжить на обширной карте, которая вмещает, помимо вас, ещё 99 участников. Остаться единственным выжившим, используя предоставляемый лут с боеприпасами. PlayerUnknown’s Battlegrounds был выпущен в 2018 году и приобрёл немыслимую популярность. Однако у игры есть прямой конкурент.
И это Fortnite, который почти ничем не отличается от PUBG. Но медиа-продвижение сыграли свою роль, в связи с чем многие игроки PlayerUnknown’s Battlegrounds медленно, но верно переходят в Fortnite.
Интересно узнать с чем связан рост популярности киберспорта? Читай здесь
Тааак я не плачу, мне просто ностальгия в глаз попала…
-Алло, мам, я занял первое место и выиграл 20 тысяч долларов!
-А ты уроки выучил? Быстро домой, и хлеба купи!
-«Лучше бы пошёл с ребятами во двор, в футбол побегал!»
Хочу посмотреть старые видео турниров тех времён, но не знаю, где найти((
У меня на сони эриксоне, который в бардачке старой машины лежит, видосы такие есть. Эх, прошлое…
Помню те времена, когда киберспорт только начинал зарождаться. Тогда с выходом каждой новой игры казалось, что лучше уже ничего не будет. И тогда выходила новая…
У меня такое ощущение было от Half Life. Я в халфе тащил всех и вся. Даже более того скажу: и сейчас бы поиграл.
У меня пинг по-прежнему 200.
Иркутск 2020
Ого, я такой старый уже…
А как же кс? Она ведь тоже вышла в 2000 году. Помню, я тогда обыграл админа и меня выгнали из клуба))