Песочница

«Все мы враги в игре, но вне игры мы должны быть друзьями». Интервью с TAFA

Cybersport.ru пообщался с комментатором студии StarLadder по CS:GO, World of Tanks и PUBG — Тауфиком TAFA Хидри. Он рассказал о проведении StarSeries i-League Season 4в «Киев Киберспорт Арене» и об экранном времени в Counter-Strike. TAFA также поделился своим взглядом на развитие молодежных составов в киберспорте.

— Начнем со StarSeries i-League Season 4. В групповой стадии команды сыграли по швейцарской системе с матчами до двух побед. Победитель турнира — mousesports — в итоге провел 24 карты из 24 возможных. Не слишком ли это много для коллектива на одном турнире? Насколько сложно эфирной команде подстраиваться под столь плотный график?

— Нет, не кажется. Это ведь было не два дня и не три. Думаю, большинству игроков понравилась такая практика. Особенно тем составам, у которых были замены и которым была необходима такая мощная игровая подготовка.

Но как постоянная система это выглядит довольно сложно. Не в плане проведения, просто на это нужно время, а люди не будут смотреть каждую неделю вот такие длинные чемпионаты. Если 2-3 в год, то почему бы и нет. Если все чемпионаты будут такими, со швейцарской системой и матчами в формате bo3, то игроки и зрители пресытятся. Но вообще, я считаю, что игры в Counter-Strike должны быть только bo3. Никаких bo1, это какой-то цирк.

А если говорить про график эфирной команды, то тут главная проблема — это параллельные матчи. Приходится использовать в два раза больше комментаторов либо в два раза больше работать. Такой же груз падает и на обсерверов: они либо разделяются на два стрима, либо трудятся в две смены. По времени получается где-то так же, первые дни тяжелые, но, думаю, разница не слишком большая. Единственный нюанс — ты не знаешь, когда закончится игра. Через два часа, через три часа, либо две карты пройдут за 45 минут.

— Киевская «Арена» — мекка киберспорта СНГ. Но ее размеры несопоставимы с концертными залами или стадионами. Стоит ли проводить крупные турниры в таком месте?

— В Киеве так и не появилась хорошая спортивная арена, в стиле «Минск-Арены». Баскетбольная, мини-футбольная площадка с закрытой крышей, современная, с хорошей коммуникацией. Все-таки «Олимпийский» был слишком большой [В мае 2016 года на стадионе прошел SL i-League CS:GO Invitational — прим. ред]. Пока рано принимать там чемпионат, где бы собиралось более 70 тыс. Нужно что-то поменьше. Например, дворец «Украина» [принял несколько турниров от StarLadder — прим. ред]. Но он, наверное, немножечко нам не подходит.

Ребята [организаторы — прим. ред.] хотели провести этот сезон дома, в том месте, где все начиналось, да и многие игроки восприняли это на ура. Были очень хорошие условия: отель через дорогу, в нем компьютеры. Спокойно можно было отыгрывать и матчи чемпионата, и вечерние онлайн-лиги. Но тут, я думаю, все игроки были в комфорте и неплохо побуткемпились. Практически две недели. Многие набрали хорошую форму перед Катовице.

— Профессиональные игроки, чтобы оставаться в форме, постоянно тренируются. А что для этого нужно делать комментатору?

— В первую очередь, кастер должен хорошо знать игру, которую комментирует. Если бы я смотрел турнир, [мне было бы] неважно, как комментатор говорит, есть ли у него дефекты речи. Мне важно, о чем он говорит.

Если ты комментатор StarLadder, то чтобы поддерживать форму, тебе нужно просто приходить на работу. Она есть каждый день — куча матчей и эфиров. Возникает вопрос, когда бы отдохнуть! Кроме этого, тебе, конечно же, нужно играть и любить игру. Если ты не любишь дело, которым занимаешься, то это никому не нужно. Ни тебе самому, ни тем людям, которые будут тебя смотреть.

— В последнее время комментаторы все чаще позволяют себе флеймить игроков. Как ты к этому относишься?

— Критика хороша для игроков. Она заставляет их собираться. И пошутить можно, но оскорблять — ни в коем случае. Я считаю, что когда ты комментируешь, то должен, наоборот, подбадривать ребят. Особенно если это молодая команда, которая только начинает свой путь, проигрывает первые матчи, и тут в нее летит все, что только может лететь. Я стараюсь в такие моменты подбадривать ребят и находить нужные слова.

Если ты слышишь от какого-то комментатора фразу про нашего игрока, то, возможно, они просто хорошо друг друга знают, у них неплохие отношения, и он может себе это позволить. В частности, многие критикуют yXo, потому что он часто позволяет себе очень жесткие выражения по нашим ребятам, когда идет разбор. Но он со всеми ними играл, и я прекрасно знаю, что этот человек подойдет и в лицо скажет такую жесть, что ты просто убежишь.

Наверное, каждый отдельный случай нужно разбирать отдельно. У нас в киберспорте одна большая семья, особенно в Counter-Strike. Нужно только позитивно друг к другу относиться. Все мы враги в игре, но вне игры мы должны быть друзьями.

— За более чем десять лет комментирования ты ни разу не попал в подобные ситуации. В чем секрет?

— Может, что-то и наляпал. Но когда я комментирую, я стараюсь представлять, что все эти люди находятся рядом со мной в комнате и тоже слушают. Не люблю какой-то хайп, грязь, скандалы. Мне все это не нужно.

— В период CS 1.6 ты был ключевым комментатором. С выходом CS:GO ты стал реже появляться в кадре. Почему так? У многих твоих коллег со StarLadder сейчас больше эфирного времени.

— Все, кто знаком со мной и нашей студией, знают эту ситуацию. Закончилось время CS 1.6, только зарождалась CS:GO — в это время наша студия испытывала довольно мощные финансовые проблемы. Как раз нужны были вложения в отдел «Доты», когда еще v1lat работал, в CS-отдел, чтобы мы смогли провести первые сезоны. Появился хороший контракт с Wargaming, где мне предложили быть комментатором.

И если ты в StarLadder, ты тоже часть семьи. Я пошел в дисциплину, чтобы у нашей компании все было замечательно. «Танки» — хорошая игра, я в свое время поиграл, мне понравилось. При этом я комментировал и Counter-Strike, но в основное время меня поставили на другую задачу. Себя я клонировать не могу и одновременно во всех проектах участвовать — тоже. Если меня не видно в CS, это не значит, что я за ним не следил и что-то пропустил. Ну и дальнейшую историю ты помнишь: переход части сотрудников SLTV в RuHub, все эти скандалы и т.д. и т.п.

Все, что наша компания могла зарабатывать с развития Wargaming League, — все это уходило в развитие наших отделов в «Доте», CS и вообще всей компании.

— Многие уже давно хотят, чтобы студии на мейджорах объединялись. Может такое случиться? И с кем бы ты тогда хотел поработать плечом к плечу?

— Вообще, кто его знает, что может быть через месяц-два в киберспорте, но что-то мне подсказывает — сложновато это будет сделать.

А по поводу с кем-то поработать в паре — я такой человек, что меня на чемпионатах часто сажают в пары с кем-то новеньким, но довольно легко это получается. Тот же PUBG, который сейчас проходит в «Арене», я впервые комментировал с Батулиным [Александр « BatulinS» Батулин], впервые с нашим комментатором из «Доты» Другом [Дмитрий «Droog» Чумаченко]. Обычно я не иду на конфликты с сокастером и т.д.

С кем бы я мог покомментировать… с Вилатом. Думаю, у нас все это просто бы получилось. Мы давно друг друга знаем. Работаем на одно дело — развитие киберспорта.

— Как тебе форма Natus Vincere в последнее время? После финала StarSeries многие стали критиковать Зевса за его низкое K/D. Он это заслужил?

— NaVi очень сильно критикуют. Сильную, популярную команду всегда будут критиковать, если она проигрывает. Возможно, от Дани очень многого ждали. Но у капитанов есть сильные и слабые стороны. Да, сейчас, видимо, у Дани стрельба не на самом высоком уровне. Действительно, местами что-то происходит. Но для него самое главное — это место, которое NaVi занимают на турнире, какова игра у коллектива. Думаю, если он больше времени уделит аиму, личным тренировкам, то это не станет проблемой и у него все так же будет залетать.

— А что можешь сказать о других коллективах из нашего региона? Например, FlipSid3 Tactics. На последнем мейджоре коллектив впервые за девять турниров от Valve не попал в топ-16. Ты не говорил B1ad3, что ему, возможно, пора бы уже в тренеры? Или вот в аналитике неплохо получалось на StarSeries…

— А вот попробуй сам к нему подойди и скажи такое! На самом деле да, аналитик из него просто великолепный. Когда Андрюха начинает давать расклады по CS, все затихают и слушают. Видимо, он чувствует, что может это делать. И почему бы и нет?

С FlipSid3 непростые вещи происходят. markeloff взял AWP впервые за пять лет, у ребят что-то не получалось, у них вечно забирали игроков, B1ad3 опять кого-то находил, а того опять кто-то забирал. В принципе, это главная проблема. То, что не удерживается состав. Посмотрим, будут ли изменения. Мне кажется, могут «Флипы» поймать свою игру и немного пободаться с топовыми командами, как раньше.

— У Блейда отлично получается находить и развивать новых игроков. Может, FlipSid3 пора изменить состав и набрать более перспективную молодежь?

— Трудно давать такие советы. Нужно понимать, что там вообще происходит в команде. Я вот очень давно в Counter-Strike и прекрасно знаю: то, что вы видите со стороны, иногда вообще не соответствует тому, что происходит внутри коллектива. Например, есть какая-нибудь команда, с виду все хорошо, она бьется за топ-3, но там происходит какой-то дикий срач и все друг друга ненавидят.

Поэтому трудно посоветовать Блейду, что делать дальше. Все-таки ему виднее. Собирать новую команду всегда сложно. Ты дважды подумаешь, прежде чем еще год-два кого-то прокачивать, а потом у тебя опять начнут разбирать этих молодых звезд, и все может стать еще хуже. Наверное, лучше продолжать играть на топ-уровне, искать себе подходящих тиммейтов, с которыми будет комфортно играть, которые будут оправдывать ожидания. И тут уже больше вопросов к организации FlipSid3, как удерживать игроков.

— Кстати о молодежи. Quantum Bellator Fire. Они вроде и в «легенды» вошли на мейджоре, а на питерском «Защитнике» провалились. Команда одного турнира?

— Пока это так. Но я прекрасно знаю, как тяжело таким молодым ребятам. Им легче выйти и сыграть с FaZe Clan. Разобрать демки, выйти и развалить. А вот против таких же команд, как и они сами, иногда нет настроя, иногда идет какая-то недооценка. Очень сложно конкурировать внутри своей сцены, когда твою игру знают, половина твоих [бывших] тиммейтов против тебя играет. Все-таки дерби всегда сложны и пока, наверное, не стоит отталкиваться от результатов последнего чемпионата QBF. Но то, что форму растеряли, было видно.

Тут пока непонятно. Ребята «легенды», ждут свой следующий мейджор, потихоньку готовятся. Конечно, будем за ними следить и желать самого лучшего. Очень интересная команда.

— Средний возраст игроков QBF — 21 год. Это был самая молодая команда в плей-офф ELEAGUE Major 2018. В Европе все чаще появляются молодежные составы. Был у Fnatic, откуда Голдена перевели в основу, есть у North. Наши команды часто говорят об Academy, но пока это только слова. Может, тем же NaVi, Gambit и FlipSid3 стоит об этом задуматься?

— Тут, наверное, весь киберспорт должен вырасти, потому что «академия» — немного другая команда. Это просто второй состав с более молодыми ребятами. Даже если они очень круто играют, они не могут выступать на том же мейджоре под тем же названием. Если киберспорт будет мощно развиваться, бюджеты организаций будут расти, то можно будет иметь еще пять человек на зарплате.

При этом [можно] применять футбольные схемы. Чтобы каждый игрок знал, как играть на определенной позиции. К примеру, возьмем состав NaVi. У тебя должен быть свой маленький s1mple, который готовится к этому стилю игры. И если вдруг что-то случится, — пропадет интернет, свет или сам s1mple будет как-то занят, — чтобы вот этот второй вышел и абсолютно на 100% знал, как отыгрывать на той позиции, куда давать флешки и т.д. Понятное дело, что вторым s1mple ты не всегда можешь стать, но роль отыграть сможешь. Я считаю, что со временем должно стать так.

Но у меня другое видение. Думаю, должна быть не «академия», а семь-восемь человек в составе. Вот и все. Я хочу иметь вторую AWP в команде, запасного, чтобы можно было выставить на некоторые карты два авика, и я хочу видеть одного-двух молодых игроков. Если у одного из ребят в составе не идет, он тильтует, а молодой просто разрывает, гроза FPL и стреляет как coldzera, то почему бы и нет? Почему бы не сделать замену? Я очень хотел бы, чтобы в Counter-Strike разрешили замены. Чтобы даже по ходу bo3 можно было менять ребят и делать разные интересные фишки.

— Но в CS у пятерых игроков не всегда получается найти общий язык. Смогут ли это сделать семь-восемь?

— В американском футболе под 60 человек в составах. Причем там такие здоровые дядьки, которые способны навалять. Но есть и контракты, зарплаты, понимание того, что ты играешь в сильнейшем коллективе. Думаю, не проблема, что ты не всегда попадаешь в основной состав. Конечно, такие конфликты будут. Люди будут переходить в основу, их будут перекупать. Но так будет еще интереснее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Back to top button